ГРАЖДАНИН УЧИТЕЛЬ

Стройный, элегантный мужчина в костюме и галстуке с хорошо уложенными седыми волосами и скромной улыбкой на лице вошел в класс и поздоровался с учениками. Начался обычный урок татарского языка… Обычный, если не считать, что школа находится в исправительной колонии, а за партами сидят осужденные.

ЗА ЖЕНОЙ – В УЧИТЕЛЯ

При взгляде на Иосифа Замалетдиновича Хусаинова в голову сразу приходит мысль – именно так должен выглядеть настоящий учитель. Есть в нем какая-то благородная стать, что называется – порода, интеллигентность, а в глазах читается большой жизненный опыт и неподдельная скромность. Однако Иосиф Замалетдинович далеко не голубых кровей. Детство и юность будущего педагога прошли в селе Старое Шаймурзино Дрожжановского района республики. Мать всю жизнь трудилась в колхозе, а отец, механизатор по профессии, погиб на фронте. Иосиф был самым младшим из шести братьев, и стоит ли говорить, что послевоенное детство было непростым.

Бабушка Иосифа работала в местной школе учителем начальных классов, и уже с малых лет Иосиф знал, что нет на селе более уважаемого человека, чем учитель. Малограмотные в основной своей массе, односельчане всегда шли за советом к учителю. Пример бабушки стал в судьбе маленького Иосифа первым шажком к будущей профессии.

Но осознанный выбор в пользу педагогической карьеры Хусаинов сделал уже в старших классах. И здесь на него оказала большое влияние подружка-одноклассница, а впоследствии жена – Миляуша. Девушка была из семьи преподавателей и продолжила династию, поступив в Казанский пединститут. Вместе с любимой на физмат поступил и Иосиф.

После окончания вуза, в 1964 году молодого специалиста распределили в школу села Большие Кульбаши Зеленодольского района республики. Миляуша же отправилась учительствовать в Апастовский район.

Однако просвещению сельской молодежи Хусаинову удалось посвятить лишь год – призвали на срочную службу в войска противовоздушной обороны в г. Ленинград.

УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ БОЯТЬСЯ

После армии Иосиф приехал в Казань, где какое-то время поработал в школе-интернате №2 в Дербышках, а затем стал преподавать физику в Казанском речном техникуме. Супруга Миляуша к тому времени занялась научной деятельностью.

Однажды Хусаинов встретил бывшего однокурсника, разговорились, стали делиться новостями, и приятель рассказал, что работает учителем в исправительно-трудовой колонии №6 (сегодня – ИК-19). От него Иосиф узнал, что в другое исправительное учреждение – казанскую ИТК-2 тоже требуется учитель математики. Ученики, конечно, необычные, но зарплата на порядок выше, чем в «вольных» учебных заведениях.

Хусаинов заинтересовался предложением, но при мысли о том, что придется иметь дело с преступниками, долго сомневался. Однако желание что-то изменить в своей жизни, получить такой необычный опыт перевесили все страхи и опасения.  

Так в педагогическом коллективе вечерней школы при исправительно-трудовой колонии №2 появился молодой учитель математики.

Школа при ИТК-2 была официально образована в 1958 году, до этого здесь в течение трех лет действовал так называемый консультпункт, который обслуживал 70 учащихся. В школе имелись все классы, вплоть до первого, потому что среди осужденных попадались и совсем безграмотные люди.

Не каждый учитель соглашался работать в столь специфичном учебном заведении. И поводы для реальных опасений были. Так в октябре 1967 года, накануне празднования 50-летия Октябрьской социалистической революции в доме начальника колонии Михаила Биндера поздно вечером раздался телефонный звонок. Сообщили о ЧП – осужденный напал с ножом на учительницу. Тяжело раненную женщину сразу доставили в местную больницу при колонии, но спасти ее не удалось. Мотивы преступления так и остались не выясненными, скорее всего это была месть. Убийцу учительницы приговорили к исключительной мере наказания – расстрелу. С тех пор (постучим по дереву) в школе все спокойно.

В начале 70-х годов в школу перенимать опыт обучения осужденных в местах лишения свободы приезжали даже поляки. В те годы существовала отдельная статья, по которой осуществлялось финансирование школы. В каждом кабинете стояли проигрыватели, кинопроекторы.

В конце 70-х начале 80-х годов учеба в вечерней школе многими осужденными рассматривалась не как благо, а как обуза. Среднее образование тогда, как и сейчас, было обязательным для всех, в том числе для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Доходило до того, что человека, у которого не было среднего образования, зачисляли в школу не по заявлению, а по приказу начальника учреждения. Обязательным был и труд, неработающий подвергался наказанию. А одновременно работать и учиться многим было нелегко, тем более в ИТК-2, где профильным всегда являлось тяжелое литейное производство. Не редки были случаи отказа от учебы. Но учителя школы всегда были убеждены, что насильно учить человека нельзя, поэтому постоянно искали индивидуальный подход к каждому такому осужденному, пытались вразумить и заинтересовать.

Сегодня учебное заведение является вечерней сменной общеобразовательной школой №36, и охватывает три исправительные колонии Казани: ИК-2, ИК-18, ИК-19. В нынешнем учебном году в школе обучается 225 человек. Директор школы – Лилия Салимзяновна Амирова, имеющая опыт работы в Министерстве образования и науки РТ.

ЛУЧШАЯ ДОСКА В КАЗАНИ

Начав работать в школе при колонии, Иосиф Замалетдинович первое время привыкал к незнакомой, гнетущей обстановке, к взрослым ученикам, иные из которых годились ему в отцы, внимательно слушал советы опытных аттестованных сотрудников, как себя вести в тех или иных ситуациях.

Спустя какое-то время учитель не только освоился, но и стал новатором в организации учебного процесса. Иосиф Замалетдинович разработал проект универсальной школьной доски и воплотил его в жизнь в своем классе. Он составил доску из семи рабочих плоскостей: три доски, скрепленные шарнирами, могли открываться и закрываться. Передвигаясь вдоль стены, открывались еще две доски, которые опускались и поднимались, давая возможность включать кинопроектор «Радуга». Причем одна из досок была магнитная с изображенной на ней координатной сеткой. Пользуясь эластичными магнитными лентами Иосиф Замалетдинович без лишней затраты времени показывал график любой функции. Площадь доски позволяла записать до начала урока несколько вариантов заданий для контрольной или индивидуальной работы, а также сохранить, не стирая все записи по ходу доказательства теоремы или вывода формулы и использовать их при повторении. Благодаря этому ноу-хау и другим показателям в начале 80-х годов школа ИТК-2 занимала лидирующие позиции в конкурсах среди всех вечерних школ города.

ОТ СИНУСА К СИНТАКСИСУ

Шли годы, и судьба приготовила для Хусаинова совершенно неожиданный поворот.

В 1992 году в соответствии с законом РТ «О языках народов Республики Татарстан» татарский язык наряду с русским был официально признан государственным языком Республики Татарстан и вошел в перечень обязательных учебных дисциплин в школах региона. Не стали исключением и школы в исправительных колониях, где, как и везде в республике сразу встал вопрос разработки учебных программ и подготовки специалистов для преподавания татарского языка.

Не найдя подходящей кандидатуры «на воле» и оценив возможности своего педагогического состава, директор школы в ИК-2 Валентина Андреевна Шаронова предложила стать учителем татарского языка Иосифу Замалетдиновичу. И не прогадала.

Технарь Хусаинов подошел к поставленной задаче как всегда основательно и творчески, сумев быстро переквалифицироваться в гуманитария. Он составил авторскую учебную программу по преподаванию татарского языка, согласовал ее с институтом усовершенствования учителей, а затем и сам прошел курсы переподготовки.

Но, не смотря на предпринятые меры, проблем хватало. Поначалу отсутствовали учебники, и какие бы то ни было методические материалы, учащихся не делили на русско - и татаро-язычные группы. Но благодаря энтузиазму и целеустремленности Иосифа Замалетдиновича осужденные стали успешно осваивать татарский язык. Надо отметить, что состав учащихся был многонациональным, и интерес к новой дисциплине проявляли не только татары. Так, например, двое осужденных – русский и украинец, изучали татарский с особым рвением не только на уроках, но и брали дополнительные задания «на дом». Как выяснилось, оба были женаты на татарках, и таким образом доказывали свою любовь и уважение к супругам. Кстати, за три года они действительно овладели разговорным татарским.

СПАСИБО, УЧИТЕЛЬ!

Сегодня Иосифу Замалетдиновичу 72 года, за его плечами 52 года педагогического стажа, из которых 40 он проработал в школе при исправительной колонии и продолжает обучать осужденных сразу в трех казанских учреждениях: ИК-2, ИК-18, ИК-19. По стопам отца пошла и его дочь. Она преподает в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, является кандидатом экономических наук.

Порой на улице к Иосифу Замалетдиновичу подходят взрослые, а то и пожилые мужчины, улыбаясь, жмут руку и благодарят за полученные знания. Для большинства из них благодаря этому учителю учение действительно стало тем светом, который они не смогли получить на воле…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.